Профессиональные достижения: ● Пятикратный обладатель титула Флорист года QueenslandInterflora ● Пятикратный обладатель титула Флорист года AustralianInterflora ● 6 золотых, 3 серебряных, 2 бронзовые медали Melbourne International Flower and Garden Show ● 1 золотая, 1 серебряная медаль Huis Ten Bosch International Garden Show (Нагасаки, Япония) ● Победитель Intercontinental/Asia Cup2011 (Тайвань) ● Победитель отборочного конкурса Interflora World Cup Australian Selection Competition2018 ● Победитель FTDWorldCup2019 (Филадельфия, США)
Наш сегодняшний гость долгожданный и звездный. Пятикратный чемпион Австралии, победитель Интерконтинентального Кубка Азии Барт Хассам свой главный титул — чемпиона мира по флористике — получил в марте этого года. В 2012 году он стал главным дизайнером салона French Flowers, а в 2018-м открыл два цветочных бутика Maison Fleur Floral Design в Брисбене.
Совсем скоро именитый дизайнер посетит Москву и поделится своими знаниями и опытом с российскими коллегами. Его мастер-классы пройдут в Международной школе флористов-дизайнеров «Николь» 8, 9 и 10 ноября. Присоединиться может любой желающий! Накануне визита чемпион мира дал эксклюзивное интервью нашему журналу.
— Дорогой Барт, мы очень рады, что совсем скоро российские флористы получат прекрасную возможность встретиться с Вами в Москве в школе «Николь». Со своей стороны благодарим за возможность задать несколько вопросов о Вашей работе и жизни.
Слова, которые встречают посетителей Вашего сайта, прекрасны: «Флористический дизайн Барта Хассама: создавать красоту с помощью растений. Элегантно и соответственно случаю. Но прежде всего, с уважением к цветку». Это Ваш девиз?
— Совершенно верно, это мое кредо. Красота природы совершенна, и к ней нужно относиться с уважением. И все, что делаю я, — просто пытаюсь показать это самым выигрышным образом, усилить значимость растительного материала и сделать его пребывание в создаваемом мной пространстве максимально комфортным. Стремлюсь к тому, чтобы не тратить лишние материалы и всегда ищу способы объединить растительный и не растительный материал.
— Не хочется Вас утомлять, задавая вопросы о всех Ваших победах и участии в конкурсах. Но было бы здорово узнать, как Вы начали свой флористический путь? Почему выбрали именно эту профессию?
— В моей любви к цветам «виновата» бабушка (Улыбается.). Когда я был маленьким, мы виделись каждую субботу и вместе работали в саду, собирали цветы, пекли пироги. Тогда я этого еще не понимал, но во время наших встреч очень много узнавал о растениях и цветах, о том, как они растут, о различных сортах, их названиях… Все было так естественно и весело. Бабушка была членом клуба садоводов и общества цветочного искусства, именно она настояла на моем участии в небольших флористических конкурсах. Тогда все и началось. А я понял, что могу сделать это занятие своей профессией.
— Ваши интервью и высказывания наполнены глубокой восточной философией. Вы уехали работать в Японию совсем молодым человеком, в 19 лет. Что Вам подарила Япония в личном и профессиональном плане? Почему Вы выбрали для развития своего потенциала именно эту страну?
— Когда мне было 15 лет, я познакомился с Грегором Лершем. Его взгляды на флористический дизайн произвели на меня очень большое впечатление. Мне всегда хотелось заниматься элегантным дизайном, мне нравились вещи в духе ар-нуво, и моим главным принципом стало минимальное вмешательство и проектирование.
У моего первого австралийского работодателя были связи в Японии, и я согласился стать помощником дизайнера Йоко Такахаси в маленьком городке Курасики. Только переехав в Японию (а это произошло в 1996 году), я действительно научился быть минималистичным. Работа в Японии открыла мне глаза на многие грани цветочного дизайна и на то, как растительный материал служит нашему осмыслению скоротечности жизни. Красота — это смерть и это то, с чем мы имеем дело каждый день, работая с цветами.
Только переехав в Японию, я действительно научился быть минималистичным
— Расскажите о своих впечатлениях от участия в чемпионате мира по флористике. Как долго Вы готовились? В чем была главная стратегия?
— Попасть на чемпионат мира было мечтой всей моей жизни. Я предпринял несколько попыток, но недостаток времени и второе место на отборочном конкурсе не позволяли осуществить задуманное. Но видимо, всему свой срок. Сейчас я гораздо более зрелый дизайнер и больше уверен в своем мастерстве и возможностях, нежели раньше. В марте 2018 года я стал победителем национального конкурса, проведенного Interflora Australia, следовательно — участником чемпионата мира в Филадельфии в 2019 году. Прошедший год был очень насыщенным. Я посвятил его подготовке, обдумыванию своей презентации. Мое положение осложнялось тем, что мне пришлось преодолеть большее расстояние, чем кому бы то ни было из конкурсантов. Кроме того, я должен был отправить в США огромное количество металлических элементов.
Моей главной задачей было создать красивые работы, которые могли бы в полной мере продемонстрировать мое мастерство и представление о том, как нужно работать с цветами. Я хотел сосредоточиться на органической природе проектирования и позволить материалу говорить за себя, а не создавать структуры, которые очень сильно доминировали бы в работах. Я сфокусировался на нескольких техниках, чтобы показать диапазон своего мастерства: от работы с цветочной пеной до стеклянных трубок, бамбука и воды.
— Теперь Вы чемпион мира, лучший из лучших. Каковы дальнейшие планы?
— Для меня огромная честь быть чемпионом мира. Сейчас моя основная миссия — делиться своей любовью к растениям и цветочному дизайну с другими людьми. Я стараюсь не дать своему эго одержать верх и просто позволяю своим работам говорить за себя. Меня приглашают в разные страны с мастер-классами и семинарами, чему я очень рад. Надеюсь, что смогу вдохновить людей на работу с линиями и формой.
— После Вашего выступления на чемпионате мира фотографии с равеналой мадагаскарской стали мемом в соцсетях (#ravenalaselfie). Почему для Вас важен этот цветок?
— Ravenala madagascariencis — потрясающая форма! Она не могла не привлечь внимания, особенно на контрасте с прямыми линиями, которых я придерживаюсь в своих работах. Впервые я использовал ее на Кубке Азии в 2011 году. У меня была фотография с этим цветком, она всегда напоминала мне, зачем мы, флористы, вообще занимаемся своим делом. Она олицетворяет любовь к цветам и говорит о том, как мы очарованы разнообразием их форм.
— В ноябре Вы приезжаете в Россию. Что ожидаете от этой поездки?
— Это уже мой второй приезд в вашу страну. Но это пребывание будет дольше предыдущего: я планирую посетить сначала Москву, а потом Санкт-Петербург. Надеюсь увидеть много интересных архитектурных объектов, которые так вдохновляют меня в творчестве, поработать с цветами вашей климатической зоны. Мне очень нравятся пастельные цвета ваших исторических зданий — мягкий розовый, бледно-голубой, серый.
Моя основная миссия — делиться своей любовью к растениям и цветочному дизайну с другими людьми
— А чего ждать российским флористам от Ваших мастер-классов? На что будет направлено внимание?
— Я сосредоточусь на том, чем меня вдохновила Азия: на форме и линии, на тенденции работать без сосуда, которой я придерживаюсь последние 10 лет. Мне кажется, что работа с линией и формой в наши дни большая редкость, очень хочется заострить внимание на их продвижении.
Тренды будут двигаться в сторону интересных ботанических форм и к возврату к формолинейным работам и минимализму
— Барт, какие тенденции нас ждут в ближайшее время?
— Думаю, что тренды будут двигаться в сторону интересных ботанических форм и к возврату к формолинейным работам и минимализму. Нельзя забывать о хорошей технике и изучении пропорций. Поскольку в наши дни информация распространяется очень быстро и широко, мы все постепенно превратились в последователей своеобразного моностиля. Думаю, мы должны сосредоточиться на нашем собственном видении и нашей собственной «цветочной морали».