— Какую самую необычную работу Вы сделали на продажу?
Не знаю, может, только в нашей стране дизайнерская флористика выведена на уровень необычности. На самом деле все, что люди называют высокой флористикой, — это все обычные вещи, которые уже лет 15–20 делают флористы во всем мире. Такого нет, что кто-то что-что изобрел, сделал из ряда вон выходящее. Единственное, что можно предложить, это какую-то новую подачу техник, плюс-минус новые формы, цветовые сочетания, контрасты. Если человек это воспринимает, то хорошо. Если нет — тоже. Кого-то чем-то шокировать — задачи нет. Можно оказаться смешным. Столько уже всего сказано, изучено и сделано, что мне кажется: единственная задача для современного флориста — это остаться флористом. Сейчас так быстро бежит время, что очень легко выпасть из профессии. Вместо флориста оказаться декоратором, например. Или вовсе зайти очень далеко. Таких примеров много. Флористы становятся дизайнерами одежды, помещений, разных интерьерных штук, еще чего-то.
Бывают нестандартные ситуации при оформлениях. Ты все распланировал, час икс наступил. И вдруг: того нет, этого нет! Начинаешь выкручиваться. Хорошо, если заказчик более-менее лояльный, а то история может закончиться весьма печально. Все же хотят получить картинку: что обещал, то, пожалуйста, сделай. Но этим и интересна наша профессия. Профессионализм — это поведение флориста в нестандартных ситуациях, умение варьировать и комбинировать. В этом флористика, а не в том, чтобы приехать на семинар в роли учителя, где все проходит гладко и ровно, все материалы поставили вовремя, ассистентов миллион. Ты все по полочкам разложил, дипломы выдал, все тебя любят… А когда нет цветов, все в последний момент срывается!.. Вот тут и начинает работать флорист. А возможности безграничные. Профессия охватывает много областей, и не только «рукодельных». Мозг тоже начинает по-другому работать. Очень интересная профессия, конечно.